Усвоение программного материала детьми происходит в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи, с чем и осуществляется более тщательный отбор содержания коррекционного материала, использовались адекватные методы и приёмы обучения.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующие направления:
ü развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
ü формирование пространственно-временных отношений;
ü формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
ü развитие мелкой и крупной моторики, координационных навыков;
ü формирование или совершенствование учебных навыков.
На занятиях специального педагога по совершенствованию учебных навыков при овладении учебным материалом у большинства детей отмечалась слабость аналитико-синтетической функции мышления, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, слабые вычислительные навыки, недоразвитие зрительно-моторной координации, оптико-пространственных функций, трудности в освоении письмом и чтением, мелкой моторики пальцев рук затрудняло овладение детьми письмом.Все дети испытывали сложности в овладении пространственно-временными представлениями, иногда не могли выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и неадекватным употреблением «пространственных» обозначений. Эти и многие другие нарушения сочетались со снижением познавательной активности.
Для проведения индивидуальных занятий составлена программа, в которой определены направления, содержание и методики коррекционной работы с учетом результатов диагностического обследования этих учащихся. Большое внимание уделялось методическому обеспечению индивидуальных занятий, ко всем занятиям готовился комплект учебно-наглядных пособий:
-демонстрационные таблицы, схемы, картинки;
-раздаточный материал (к каждому занятию);
-индивидуальные коррекционные задания в тетради каждого ученика.
Специальный педагог: Мисалимова А.С.
Рекомендации учителя- логопеда родителям
Задача учителя- логопеда
-Постановка звуков
-Правильное звукопроизношение
-Фонематическое восприятие
-Словарный запас и навыки словообразования
-Грамматический строй речи
-Слоговая структура слов
-Связная речь
-Зрительно-пространственные представлений
-Мелкая и крупная моторика
Выполняйте все рекомендации учителя-логопеда!
Этапы коррекции: 1-й этап - подготовительный 2-й этап - постановка звуков 3-й этап – автоматизация
4-й этап - дифференциация сходных по звучанию и звукообразованию 5-й этап - автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи
Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук уже поставлен-закрепляйте его: учите с ребенком речевой материал, следите за звуками в повседневной речи.
Фонематическое (слуховое)восприятие
Способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слов.
Что делать?
Систематически отражённо проговаривайте слоговые цепочки: да-та-да, та-да-да.
Определяйте место заданного звука в слове на слух: (начало, середина, конец слова) р___ __р____ ____ р (рак, марка, повар)
Перечисляйте все звуки в слове по порядку ( линейная последовательность), посчитайте количество звуков( можно загибать пальчики)
Придумывайте слова на заданный звук..
Словарный запас и словообразование
Следует расширять и активизировать запас слов, которым ребенок уже владеет и обогащать новыми.
Что делать?
Читая знакомые стихи, попросите подсказать последнее зарифмованное слово в строке.
Игра « Я знаю 5 названий: игрушек, транспорта, овощей, фруктов, ягод, профессий, детёнышей домашних животных, 7 цветов радуги, 4 времени года, 12 месяцев, 7 дней недели и т.д.»
Игра «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну»
«Слова с противоположным значением» (антонимы)
«Слова, близкие по значению» ( синонимы)
Словарный запас и словообразование
Что делать?
Следует тренировать детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок, образовании двусложных слов
-Проверить правильно ли употребляет приставочные глаголы. ( Шёл, шёл, улицу перешёл, к дому подошёл, в дом вошёл, из дома вышел, вокруг дома обошёл, в магазин зашёл, дальше пошёл…)
-Может ли объяснить из каких слов образовались сложные слова: соковыжималка, ледоход, листопад, мясорубка, луноход, самолёт и т. д.
-Прилагательных тонконогий, длинношеее, остромордая
-Может образовать притяжательные прилагательные «Чей хвост? Чья голова?»
-«Большой-маленький-огромный» (Хвост-хвостик- хвостище, дом-домик-домище)
Грамматический строй
Иногдав речи детей встречаютсяграмматическиеошибки.
Что делать? Игры:
-«Один – много» ( стол-столы-много столов; окно, ведро, ухо, стул, дом, крыло, пень, мост)
-«Играв в прятки» (употребление предлогов) Кот за шкафом, вылез из-за шкафа, из-под стола
-«Закончи предложение» Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты, правильно согласовывая слова
Условия, необходимые для формирования связной речи :
Стимул для разговора
Научитесь очень внимательно слушать
Что делать?
Стимулом для разговора может быть Ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать.
Научитесь слушать ребенка не перебивая,
не торопя, не отвлекаясь.
Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
Рассказ по серии сюжетных картинок
Придумать рассказ по серии картинок
Дать имена героям
Внимание на детали КТО? ГДЕ? КОГДА?
По каждой картинке несколько предложений, не простое перечисление объектов и действий.
Предыдущие и последующие события.
Придумать название
Зрительно-пространственное представление
К школе ребёнок должен уметь ориентироваться в пространстве и на листке бумаги.
Попросите показать правый глаз, левое ухо; правой рукой левую бровь, а левой рукой правую ногу.
Предложите найти спрятанный Вами предмет в комнате, следуя инструкциям: «Встань спиной к телевизору и сделай 2 шага вправо, повернись налево, иди 3 шага вперёд»
Зрительно-пространственное представлени
Слуховой диктант по клеточкам хорошо тренирует ориентацию на листе бумаги (вправо - влево, вверх-вниз, и т.д.);
Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической и регулярной Успехов Вам и Вашему ГовоРРРуну!:)
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - реформирование учебных заведений, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Инклюзия-процесс включения детей в общеобразовательную школу не зависимо от половой , этнической , религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического положения.
Инклюзия-процесс максимального доступного образования для всех, в доступных образовательных учреждениях, развитие процессов обучения с установкой адекватных целей для каждого.
Инклюзия-процесс создания условий для благотворного общения и дружбы между детьми
Правила инклюзивной школы
-
Все ученики равны в школьном процессе.
-
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение всего дня.
-
У всех учеников должны быть равные возможности для установления равных социальных связей.
-
Планируется и проводится эффективное обучение.
-
Все работники обучены стратегиям и процедурам , облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди воспитанников.
-
Программа учитывает потребности каждого ученика.
-
Семьи активно участвуют в жизни школы.
-
Все работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Условия для инклюзии:
2 БӨЛІМ
Нормативно-правовая основа для инклюзивного образования в Республике Казахстан
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ, ДЕКЛАРАЦИИ, ПРАВИЛА
-
Конвенция ООН «О правах ребенка». Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 44/95 от 20 ноября 1989 года;
-
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 48/96 от 20 декабря 1993 года;
-
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», Саламанка, Испания, 1994;
-
Дакарские рамки действий: Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)
-
Конвенция ОНН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 61
106 от 13 декабря 2006 года
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
-
Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.
-
Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08.08.2002 N 345-II
-
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениямипо состоянию на 24.10.2011 г.)
-
Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16 июля 2001 года № 242-11
-
Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 11 июля 2002 года N 343
-
Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
-
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 г оды. Утверждена указом Президента РК от 7 декабря 2010 года №1118.
-
План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г (1 этап). Утвержден постановлением Правительства РК от 11 февраля 2011 г. № 130
-
Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011- 2015 годы. Утвержден постановлением Правительства РК от 19 февраля 2011 года № 160.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РК
Наименование документа |
Дата утверждения |
«О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки РК от 29 2003 г. № 787 «Об утверждении Перечня типов и видов специальных организаций образования, необходимого количества мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальном образовании». |
Утвержден Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2006 г. № 902 |
Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования |
Утверждены Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27. |
Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии. |
Письмо МО и Н от 16 марта 2009 года № 4-02-4/450. |
Инструктивно-методическое письмо по определению детей после кохлеарной имплантации в организации образования. |
Письмо МОиН от 2 июля 2009 г, № 4-02-4/1228 |
Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования. |
Письмо МО и Н от 28 мая 2010г . №4-02-4/1435 |
Правила организации скрининга и диагностики нарушений слуха у детей раннего возраста. |
Утверждены приказом МЗ от 28.09.2009 № 478. |
Правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения |
Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года N974 (согласованы с Министерством здравоохранения Республики Казахстан 26 ноября 2004 года) |
Концепция развития инклюзивного образования в Республике Казахстан |
дорабатывается |
Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан |
дорабатывается |
Правила организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде. |
Разработаны, представлены к утверждению в МОиН РК |
Правила организации деятельности инклюзивной организации образования |
Разрабатываются |
Постановление Правительства РК № 77 от 30 января 2008 года «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» |
Разрабатываются предложения о внесении дополнений относительно специалистов, для работы с детьми с ограниченными возможностями в развитии в дошкольных и школьных общеобразовательных организациях, имеющих статус инклюзивных. |
Совет благополучия ребенка
Это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в соответствии с образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
Цель деятельности СБР:
Разработать и спланировать психолого – педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями с целью создания условий для всесторонней самореализации.
Задачи СБР:
-
Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии;
-
Уточнение стратегии и определение тактики и технологий сопровождения;
-
Динамическая оценка эффективности мероприятий;
-
Координация взаимодействия и деятельности участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель);
-
При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а так же при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций СБР - направление ребенка на комиссию, в рамках психолого-медико-педагогической службой;
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся инклюзивных классов.
Документация СБР:
-
Согласие на проведение оценки достижений и сложностей
-
Форма наблюдения
-
Описание достижений в образовании
-
Aнкета
-
Справка о первоначальной (повторный) оценке особых образовательных потребностей
-
Справка о предоставлении специального обучения или обеспечении образовательной поддержки
Информационно-просветительская работа
-
Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие / С. В. Алѐхина. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 с.
-
Инклюзивное образование : [сборник]. Вып. 1 / сост. С. В. Алѐхина, Н. Я. Семаго, А. К. Федина. – Москва : Школьная книга, 2010
-
Инклюзивное образование : сборник статей / сост. М. Р. Битянова. – Москва : Библиотека журнала «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.
-
Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи : сборник научно-методических материалов / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. – Москва
-
Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования : главы из книги / Дэвид Митчелл ; пер. с англ. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова.
-
ВоронковаВ.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс»